14 апреля 2021 г.

Обзор блогосферы #поИБэ. Пять лет спустя

Начало здесь.

Эпиграф

"Забил ключ, потёк ручеёк, зазмеилась речка" (Борис Акунин)



Начну с констатации того факта, что популярность блогов у интернет-аудитории со всей очевидностью снижается.

Это наглядно демонстрируют блоги по информационной безопасности (далее - ИБ). За рассматриваемый период - 5 лет - больше ИБ-блогов убыло, чем прибыло. Сокращение популярности у интернет-аудитории коснулась не только блогосферы, но и, например, отраслевых форумов на таких интернет-ресурсах, как bankir.ru, и других некогда популярных интернет-площадках. А всему виной Telegram. Именно туда - в каналы Telegram - перешла большая часть целевой аудитории, в том числе и ИБ-блогеров и ИБ-форумов. Переломным в этом смысле можно назвать 2017 год.

Если удел современных государственных СМИ и ТВ – пасти людей наивных и невежественных, то удел телеграм-каналов - обсуждать всё запрещённое ("жареное"), "взрывать" соцсети новостями. Там несравненно выше доверие аудитории к публикациям.

Но вернёмся к ИБ-блогам. С тех пор, как вышел этот материал про блогеров по ИБ, прошло 5 лет. Давайте посмотрим, что же изменилось за это время в блогосфере по ИБ, кроме того, что раньше самих ИБ-блогов было больше, охват аудитории - шире, выводы ИБ-блогеров – глубже.

Так исторически сложилось, что индексы популярности ИБ-блогеров впервые появились на сайте Алексея Комарова. От этого списка ИБ-блогеров и будем отталкиваться.

Давайте представим известных ИБ-блогеров в форме некой условной классификации.

Сразу несколько замечаний. Некоторые представленные в списке Алексея Комарова блоги к информационной безопасности отношения не имеют (например, блог Романа Исаева "Банковские процессы,…" или, как это не покажется странным, блог Евгения Касперского "NOTA BENE"). А блог Дмитрия Буланова "Планета групповой политики" в данный момент вообще недоступен.

Также прослеживается тенденция у некоторых популярных ИБ-блогеров (у того же Алексея Комарова, например) к сворачиванию своей активности в блогосфере в связи с уходом в телеграмм-каналы или ограничение своей деятельности в блогосфере выпуском лишь дайджестов новостей по ИБ (Сергей Сторчак - как пример).

Понятна тенденция у ряда ИБ-блогеров (Царёв Евгений, Прозоров Андрей и другие), связанная с переработкой контента блога под требования "продающего" блога, для поддержания и развития своего бизнеса или своего личного бренда.

Итак: какие бывают блогеры?

Блогер – "икона" отрасли

Всем понятно о ком речь - у него одного в силу разных причин (рассуждения автора об этом здесь) получается писать статьи с таким высоким индексом цитирования и с таким разнообразием тем - блог Алексея Лукацкого "Бизнес без опасности" вне конкуренции.

Блогер-однолюб (он же заложник одной темы)

Этот сегмент блогов можно охарактеризовать как: "тема то одна, но исчерпана до дна". Яркие представители этого направления в блогосфере по ИБ: Наталья Храмцовская,  Михаил Емельянников, Валерий Комаров, Ксения Шудрова. А если подробнее:

- блог Натальи Храмцовской "Кто не идёт вперёд, тот идёт назад" - самый популярный из ИБ-блогов. В нём освещаются темы электронного документооборота и управления документами;

- в блоге Михаила Емельянникова "Рецепты безопасности от Емельянникова" обсуждаются законы и подзаконные акты в области ИБ, защиты персональных данных и законы, касающиеся разных видов тайн. Итогами своей деятельности Михаил Юрьевич недавно поделился здесь;

- блог Валерия Комарова "Рупор "бумажной" безопасности" - наиболее динамично развивающийся блог за рассматриваемый период времени. В нём обсуждаются темы КИИ и связанные с КИИ законы и подзаконные акты;

- блог Ксении Шудровой-Лебедевой "Защита персональных данных и не только - книга рецептов". Итоги своей деятельности на ниве блоготворчества (и не только) подведены самой Ксенией здесь.

Блогер – популяризатор знаний по ИБ (он же народный ИБ-трибун)

- яркий пример "Блог Сергея Борисова про ИБ". Его одного все вокруг любят и ценят, а не очень популярным блогерам-товарищам, пишущим на те же темы - обидно (шутка!);

- блог Андрея Прозорова "Жизнь 80 на 20". После того как Андрей уехал в Финляндию, он много внимания, по понятным причинам, стал уделять теме GDPR.

- блог Владимира Безмалого "Быть, а не казаться". Кроме блога Владимир пишет книги, публикуется в журналах, а в общей сложности, он уже пишет на темы ИБ, без малого, шестнадцать лет. Причём Владимиру удаётся излагать в доступной форме тематику ИБ как для детей, так и для взрослых, а его сказки "про ИБ" стали личным брендом, который он изо дня в день успешно поддерживает.


Блогер - молчун

Это тот многочисленный сегмент ИБ-блогеров, которые лет пять-семь назад перестали поддерживать свои блоги, но истинную популярность "не задушишь, не убьёшь" - материалы этих блогеров по-прежнему востребованы.

В качестве примера приведу Александра Бондаренко и Евгения Родыгина, которые "дембельнулись" из армии ИБ-блогеров в 2017, избрав иные способы донесения информации до своей аудитории (сайт собственной компании и аккаунт в Facebook соответственно).

Блогер – генератор смыслов

Это редкий тип ИБ-блогеров. Назову в качестве примера недействующие в настоящий момент блоги Сергея Солдатова и Алексея Волкова. К сожалению, эти  блогеры уже не ведут свои блоги, их сразила "болезнь под названием "работа по найму", но след от исследования названными авторами глубин ИБ всё-равно остался.

Блогер - иконоборец (он же дискриминатор)

Иконоборец писал (ещё до пресловутых телеграм-каналов) и пишет правду-матку про всех, не взирая на лица, удовлетворяя тем самым антиэлитный запрос своей аудитории. Благодаря блогу Дмитрия Дудко "Видеть глазами" мы узнали, что ИБ-блоги бывают  колючими. Местами этим грешит также блог Геннадия Атаманова "Агасофия".

Блогер - практик

Этот тип блогера готов обсуждать любую проблему ИБ-отрасли, опустив её на низовой уровень. А на этом уровне всё выглядит совсем иначе и, как-то, проще что ли из-за ограниченности вариантов и сужения горизонта. К такого рода блогам отнесу, дабы не быть излишне скромным, свой блог с соответствующим названием "ИБ. Взгляд снизу". Какие-никакие итоги моего блоготворчества подведены здесь.

Блогер – интерпретатор подзаконных актов

Очень востребованный тип ИБ-блогера. Его благодарным читателям ничего законодательного читать не надо - для этого есть специально заточенные люди - ИБ-блогеры, готовые пересказывать "душное" российское законодательство своими словами и, что особенно подкупает, - кратко. Иногда бывает полезно провести онлайн-аудит мнений у таких блогеров перед тем, как приступать к реализации предписанного регулятором. Сюда можно отнести в разной степени всех упомянутых выше ИБ-блогеров. Но тематические телеграм-каналы в этом плане - вне конкуренции. 

Блогер – высказыватель мнений

Образование, Интернет и неравнодушие дали возможность разным ИБ-специалистам обрести свой голос в онлайн, найти свою отдушину, свою сеть доверия (блог, телеграм-канал, YouTube- или Instagram, Clubhouse наконец). Это касается всех начинающих блогеров.

Из относительных новичков (во всяком случае - для меня) на этом поприще я бы отметил блог Ивана Бегтинаблог Александра Веселова и блог Виталия Кривоноса, дающих нужные знания всем, кто в этом нуждается.

Заключение

Главный вывод - блоги по ИБ, как способ высказаться и сообщить миру первым ИБ-новость, ИБ-событие, ИБ-мудрость, всё ещё живы, но пробиться в топы нелегко.

Возможно вам покажется, что я, по ходу изложения, где-то: недоубедил, недосумел, недожал, а что-то даже: недообнаружил, недорассказал, недовёл и, возможно, кого-то: недозамочил, но этот материал - всего лишь попытка ретроспективного взгляда на блоготворчество по ИБ. А за всем остальным - в телеграм-каналы.

В заключение сошлюсь на высказывание Михаила Юрьевича Емельянникова: "за все 10 лет (существования компании, прим. - моё) мы не истратили на маркетинг ни копейки". Мне кажется, что блог "Рецепты безопасности от Емельянникова" сыграл в этом деле также немаловажную роль.

Ничто не берётся из ничего. Каждый из ИБ-блогов - это плод серьёзных усилий их авторов.

Всем удачи!


Диагноз блогерства как болезни в хештегах: #недосып #разнотык #перепас #пересказ #перекрут #перехлёст #противовес #вразнос

5 комментариев:

  1. ИБ блогосфера переживает не лучшие времена. Блоги напрямую теперь почти никто не читает, так что вести блог без поддержки и продвижения его в группах, каналах и соцсетях обречено на отсутствие читателей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это так. Но главное в нашем деле - не бояться альтернатив

      Удалить
  2. Какая разница где, главное найти информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для ищущих информацию и мотивированных - никакой разницы, для ленивых и немотивированных (коих большинство) - разница есть.

      Удалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить