1 апреля 2021 г.

Первоапрельский рассказ-фэнтэзи "Робоконь"

Попытка нарисовать картину мрачного будущего, изобилующего потенциальным злоупотреблением ИИ, потерей приватности и роботомании

6:00

Время открывать глаза, просыпаться. Работаю я обычно много, поэтому и встаю рано чтобы всё успеть.


Меня разбудила незнакомая песня на знакомую мелодию, которую мой мозг надекодировал из событий прошедшего дня и преобразовал в музыкальное произведение за время сна:

Выйду в инфополе с конём

Мы с конём любого порвём

Мы порвём с конём медиа вдвоём

Мы порвём любое медиа с конём…


Тут надо бы объяснить странный текст “моей“ утренней песни. Дело в том, что на дворе сейчас 2057 год и я работаю в агентстве по найму роботов. Да-да, рефрен с сайта LinkedIn в 20-х: "Поделитесь, что вы нанимаете" оказался пророческим. Теперь нанимают не только людей, но и роботов.

Роботизированный конь - это последний заказ, который получило наше агентство. Характеристики робоконя следующие: он должен ничем не отличаться от настоящих лошадей, участвующих в скачках, должен быть динамично стабильным, развивая скорость до 120 км/час. На законный вопрос агентства о целях применения такого робоконя, заказчик ответил уклончиво: “Будет предложение - будет и спрос“.


6:30

Обычно мой день начинается с бессмысленной виртуальной пробежки, которая напрягает меня больше всего в жизни.


Вот и сегодня - как впрочем всегда, в последнее время, утренняя пробежка начисто испортила мой день. Странно, что сегодня не понедельник, ведь по настроению самое оно.


7:30

Принимаю водные процедуры, пью кофе. На завтрак я обычно съедаю пару сэндвичей и одно яблоко. За чашечкой кофе залогиниваюсь во все чаты и бизнес-сессии.


Принимая душ, я, по неосторожности, намочил свою цифровую метку, которая необходима для идентификации личности при работе в онлайн на территории РФ.

И какой криптосадист придумал  нарисовать всем цифровые метки? Теперь никто в государственном онлайн не захочет иметь со мной дело, пока не получит  подтверждение в виде криптографической цифровой подписи по шифрованному на ГОСТе каналу по технологии "5 глаз" (ФСБ, ФСТЭК, Минюст, Минфин и ФНС).

Ждать высыхания цифровой метки естественным способом (по условиям эксплуатации криптосредства) пришлось положенные 15 минут, за которые я успел сделать онлайн-заказ и выпить чашечку крепкого кофе из кафешки рядом с домом. Для этого мне пришлось нагенерить по-быстрому 0,00053 ETH (Ethereum), что эквивалентно $0,91 — этого оказалось вполне достаточно, чтобы заплатить за чашку кофе и доставку дроном на мой 117 этаж.

"Зачем надевать в онлайн всё лучшее сразу", – подумал я и предстал перед своей аудиторией в старых, рванных шортах и футболке. Зато заморочился с кроссовками. Одеваться сейчас прикольно виртуально, устанавливая соответствующее приложение на телефон. Например, можно купить любые кроссовки, чтобы потом сидеть и выглядеть, ну, скажем, в кроссах из коллекции от GUCCI “весна-лето 2057“. Алгоритм программы в приложении определит местоположение ног на экране устройства и "нарисует" на них цифровые кроссовки.


8:00

В это время я обычно изучаю, что сегодня в чатах и бизнес-сессиях, которые поочерёдно появляются на семи мониторах, стоящих на моём рабочем столе. На самом большом из них всегда отображается динамика курса отечественных криптовалют на главной торговой площадке страны - в Сургуте.


Итак я благополучно подключился к ежедневным обязательным корпоративным "посиделкам" - бесконечным instagram-, youtube- и zoom-эфирам. Телеграм-каналы сразу открывать не стал  - там наверняка в чатах уже нахреначили милльон сообщений (читать их - значит, угробить один день жизни).

На одном из мониторов начался корпоративный семинар "Электронный найминг роботов с помощью ИИ". Обсуждался вечный вопрос: на чём учить ИИ? На пользовательских данных? В случае с высказываниями из Интернета это не вариант, поскольку там полно жёстких чуваков и разных предубеждений по поводу повсеместной замены сотрудников компаний на роботы. Обученная на этом материале модель ИИ будет выдавать вселенскую чушь, поднимая градус общественного безумия до высот нетленных рассуждений о "жидком чипе" от Михалкова (кажется он ещё кино снимал).

Начиная в далёком 2027-ом году нашу деятельность, мы не знали ради каких выигрышей это делаем. Но уже тогда отчётливо понимали, что персонал – это главный источник постоянно растущих затрат. Лень, смекалка, любопытство - вот три путеводных "звезды" нашего бизнеса, которые сопровождали нас все эти годы.

Вернёмся к дню сегодняшнему. Я решил поучаствовать в обсуждении нюансов при найме роботов, но для этого надо было подключиться к чату семинара. За время моих поисков светофоров для доказательства того факта, что я не робот, семинар успел закончиться. "Ладно, проехали", - резонно решил я и довольный подмигнул умному QR-коду, всплывшему на одном из мониторов. Этого оказалось достаточно, чтобы одобрить финансовый платёж за криптомайнинг у себя на ферме под Красноярском на счёт далёкой энергетической компании на Марсе. Сибирские морозы помогают всем нам - криптомайнерам-любителям - экономить на системах охлаждения большую часть года, поэтому весь отечественный майнинг криптовалют теперь за Уралом.

В целом у криптовалют в мире сложилась ужасная репутация. Их стало чудовищно много и у каждой из 197-ми стран своя. Так что в международной торговле они не имели никакого смысла. В Рассеюшке самая популярная криптовалюта - Ethereum, хотя есть и другие.

Почему вся энергетика сейчас на Марсе? Марсианские энергетические компании выгодны всем: не портят экологию Земли, не влияют на климат - в общем, после создания необходимой инфраструктуры в космосе были сразу решены многие стратегические задачи нашей планеты.

Агентство, где я работаю, пережило, как и все, глобальную трансформацию в 20-х годах, сравнимую с великим переселением народов в IV-VII веках - мир повсеместно перешёл на работу в онлайн. Раньше российские компании арендовали помещения у других компаний, охранялись третьими, подметались соответственно четвертыми, сервера стояли у пятых, "технари" ходили из шестых, кадровый учет вёлся в седьмых, юридическое сопровождение в восьмых, связь обеспечивали девятые, зарплату начисляло руководство по количеству лайков от бизнес-партнёров по методу "360 градусов". Сейчас - всё то же самое минус аренда, охрана, уборка и плюс токены и отечественная криптография.

Для всех нас - работников агентства - дом и офис теперь стали одним и тем же местом. В своё время агентство отказалось от гибридной модели, сочетающей удалённую и офисную работу, в пользу онлайн и найма работников из регионов. Надо обладать огромными ресурсами, чтобы конкурировать с очевидным преимуществом в затратах, если нанимать персонал из таких городов, как Тольятти, Воронеж, Барнаул, Липецк, Саратов. Разница в оплате труда там и в Сургуте (и даже в Москве) в 5-6 раз: 0,0015 ETH или 0,0088 ETH в час соответственно.

Где еще можно найти, если не брать в расчёт роботов, такое уникальное сочетание огромного резерва рабочей силы с приемлемыми техническими навыками и низкой стоимостью? Сейчас работы, требующей присутствия в Москве, не осталось. Все работники, кого не заменили на роботы, сидят в регионах.

После беспросветных 20-х многие российские компании в своих долгосрочных стратегиях вообще отказались от найма новых работников – чтобы впредь не вступать в конфронтацию с государством, требующем сохранения рабочих мест, и никогда не заниматься такими неблагодарными вещами, как увольнение ненужных сотрудников или сокращение раздутых штатов.

Роботизация труда сейчас в тренде везде: от написания статей до управления умными городами. Умные города требуют наличия умных людей, а с этим раньше были большие проблемы в стране. Хотя роботы тоже не идеальные работники. Большинство роботов – "на троечку". Но, в отличие от людей, от них не требуется умение работать в команде, их не нужно мотивировать, их нельзя наказать или понизить в должности. К тому же их легче нанять и обучить.


9:00

Приступаю к каждодневной работе по поиску бесхозных роботов: пингую по IP, перебираю пароли, зашитые по умолчанию, пытаюсь перехватить управление, иногда делаю реверс-инжиниринг, чтобы изучить и сделать заказ на роботизированный аналог с похожими функциями, но без прямого копирования. Это позволяет найти бесхозные роботы с нужным заказчику функционалом. Мы их называем у себя в агентстве “роботы-потеряшки“.


Сейчас у меня, помимо робоконя, заказ на роботы, укладывающие тротуарную плитку в Москве и Подмосковье. Дело в том, что вся финансовая активность за последние 30 лет переместилась из Москвы в Сургут. Сургут стал ведущим финансовым хабом в Центральной Азии, а также деловым центром современной России. Там сейчас зарплаты и вся движуха. Москва держится на плаву только за счет прежних огромных вложений в нулевых и десятых годах в тротуарную плитку (тогдашний размер инвестиций в плитку увеличивается всякий раз, когда кто-то пытается эти инвестиции пересчитать). Теперь самый популярный заказ у строителей Подмосковья - перекладка плитки с площади "Тверская Застава" на "Белорусской" на дорожку до бани или бассейна на приусадебном участке где-нибудь в Подмосковье. Как шутят подмосквичи: “Москва не сразу рушилась“ (имеется ввиду - растаскивалась по кирпичику). С перекладкой плитки успешно справляются роботы, но они в сезон нарасхват.


10:15

Когда-то, давным-давно мы работали в офисе и к этому времени обычно встречались на летучках с разными менеджерами из подразделений компании. За чаем с печеньками зачастую рождались лучшие идеи. Никакой кофе-брейк в zoom сейчас не даёт, к сожалению, такого эффекта.


Мне пришло уведомление от ИИ нашего семейного электромобиля, в котором сообщалось, что транспортное средство ID 1112 (наша Tesla!), управляемое отслеживаемым ID 4312(жена!), за которым тащатся 4 км по трассе М1 ещё 133 единицы транспортных средств (ссылка на перечень их ID), при повороте направо почему-то включает поворотник налево, и эта особенность уже учтена ИИ нашей машины, а также сервисом “Яндекс-пробки“, которые, как всегда в часы пик, повыбивало.

Дело в том, наша семейная реликвия - электромобиль Tesla 2032-ого года выпуска - отдана на растерзание жене, которая по утрам отвозит детей в детский образовательный и развлекательный центр в Сколково и упорно не доверяет управление фирменному автопилоту древнего транспортного средства.

По поводу тотального контроля всех за всеми - ничего не поделаешь - согласившись жить в мире цифровых меток и нулевого доверия, глупо сожалеть об утрате приватности и контроля за своей жизнью, собственностью и родными.


10:20

Связываюсь с пользователями "наших" роботов, чтобы убедиться в том, что у них не возникло вопросов к техническим характеристикам и техподдержке в процессе эксплуатации электронных устройств.


11:45

Отрабатываю организационные вопросы, возникающие при найме роботов, как в рамках согласования документов, так и в рамках финансовых расчётов. Обычно на это уходит большая часть времени.


Сохранить архаичный уклад платежей за товар любой ценой пытались многие (в том числе и центробанки многих стран). Самый последний пример у нас в России - Почта Сибири.  Но в конце концов все предприятия, превратившись в IT-компании, отдали предпочтения только онлайн-платежам. Кто не перешёл в онлайн, тот разорился.

Для государственного сектора настали несчастливые времена. Надзорные органы пытались заново открыть некогда закрытые вещевые рынки, биржевую торговлю и так далее. Более конкурентоспособная частная цифровая экономика, перешедшая на взаиморасчеты в криптовалюте, выглядела логичным следствием — для рынков, потребителей и частного бизнеса.

Сейчас повсеместно уже используется возможность заказа услуги или оплаты товара одним (известным только пользователю) привычным невербальным сигналом. Для этого при оплате или заказе товара, при появлении умного QR-кода на электронном устройстве, пользователю надо сообщить любым (из 21 возможных на Android и 57 - на iOS) преднастроенным способом — мимикой, интонацией, жестом - своё одобрение или отказ. От платёжных приложений носимых устройств требуется невероятная эмпатия, чтобы уловить малейшую "финансовую" гримасу, интонацию или жест от пользователя, но разработчики с помощью ИИ и машинного обучения как-то справились с этой непростой задачей.


14:00

Вот и обед. Времени немного и я предпочитаю использовать его для решения рабочих вопросов.


В сферу моей ответственности как менеджера по найму роботов входит:

  • Руководствоваться правилом "70-20-10". Речь идет о том, что 70% времени я должен работать над наймингом роботов, 20% я должен тратить на общение с заказчиками, а 10% - на исследовательскую работу;
  • Взвешенно подходить к вопросу найма роботов, их эксплуатации и замене комплектующих для удержания наших заказчиков. Не зная контекста задач и характеристик конкретного рабочего места робота у заказчика, невозможно подобрать набор качеств, способствующих эффективной работе на этом месте;
  • Автоматизированный мониторинг тех устройств, что переданы в работу заказчикам. Без согласования с агентством нанимателю нельзя оставлять робота без работы. К тому же согласно условиям договора с заказчиком, бóльшую часть времени робот должен работать, а не сидеть без дела - не везде это возможно и за этим надо следить;
  • Избегать в работе риска найма роботов без конструкторской и эксплуатационной документации. Стараться не использовать в работе боевые роботы (для этого агентству нужна специальная лицензия);
  • Знать общее английское право и участвовать в разборе конфликтных ситуаций, связанных с использованием предоставленных агентством роботов не по назначению. В мире сейчас главенствует общее английское право, так как многократно выросло число коммерческих судов-троек, состоящих из известных судей и авторитетных адвокатов из Британии (почему все хорошие судьи из Британии?), которые объясняют как следует ввести бизнес и отправлять правосудие, переезжая из одной страны в другую. Лондонские суды в своё время поднялись на рассмотрении коммерческих споров из-за неуёмной борьбы центробанков за оздоровление банковских систем в своих странах.


22:00 — 22:30

Заканчиваю работу, в большинстве случаев — неудовлетворённый прошедшим днем. Когда-то давно, в это время я только выходил с работы, на дорогу уходило много времени, в неделю выходило где-то около 10 часов. Теперь это время я могу посвятить общению — это безусловный плюс удалённой работы.


Мой детектор эмоционального состояния упал до нуля. Не успев додумать завтрешний план поиска робоконя, я вырубаюсь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий