Отретвитнуто их немногочисленными подписчиками.
Введение
Появляются новые формы донесения информации до пользователей Интернета, данный материал - попытка разобраться в онлайн-вебинарах по ИБ.
Коротко об авторе
Обучать - пробовал, проводить онлайн-вебинары и участвовать в них в качестве спикера – нет.
В последнее время я исключительно в качестве слушателя прослушал с десяток разных онлайн-мероприятий, среди них:
-BIS Summit 2020 "Демо-версия новой реальности" (выборочно);
-онлайн-конференция компании Group-IB CyberCrimeCon 2020 (выборочно);
-вебинар компании “Инфосистемы Джет” “Положение ЦБ РФ № 716-П. Роль ИТ и ИБ в управлении операционным риском“;
-онлайн-конференция компании Газинформсервис GIS Days 2020 (выборочно);
-онлайн-конференция AM Live "Защита облачной инфраструктуры";
-онлайн-шоу по ИБ AM Live "Кто знает Talk в ИБ";
-онлайн-конференция AM Live, посвящённая выбору сервисов обнаружения инцидентов в сфере ИБ и реагирования на них (MDR);
-межблогерский вебинар ИБ "Итоги 3-х лет обеспечения безопасности КИИ по 187-ФЗ";
-и другие.
Что сказать? Молодцы организаторы - пользуются моментом и ищут новые формы для вовлечения аудитории.
Из услышанного и увиденного я бы отметил такие особенности некоторых мероприятий:
-выступления без слайдов и презентаций;
-мероприятия без участия вендоров;
-компактность и сфокусированность мероприятий;
-возможность говорить только о насущном и, как следствие, возросшая полезность дискуссий;
-возможность просмотреть запись мероприятия в любое удобное слушателю время и в хорошем качестве.
О нюансах на онлайн-мероприятиях
Многое на таких мероприятиях зависит от ведущих или модераторов, от доверия аудитории к приглашённым спикерам... Поэтому ведущий а)должен быть в теме, б)заранее подготовить сценарий ведения дискуссии, в)продумать вопросы, интересующие целевую аудиторию онлайн-мероприятия по заявленной теме.
Даже если все участники, включая ведущего, - давние друзья, не надо перебарщивать. Нет ничего хорошего, если приглашённые спикеры “трут друг другу спинку”. Это выражается, например, в таком представлении участников ведущим: “А сейчас выступит невероятный…”. В рамках шоу - это уместно, на техническом вебинаре - нет.
Если не знаете с чего начать — начинайте с предыстории вопроса, вынесенного в тему дискуссии.
Ведущему или модератору надо стараться во время дискуссии задавать "правильные вопросы". "Правильные вопросы" – это "лежащие полицейские", заставляющие приглашённых экспертов "притормозить" (особенно это относится к поставщикам услуг, вендорам и интеграторам).
"Правильные вопросы" – это вопросы, поднимающие градус дискуссии.
"Правильные вопросы" – это вопросы из области нерешенных или плохо решаемых задач в отрасли типа: "кто сторожит сторожей?", "планируется ли сертификация западного решения во ФСТЭК?", "какие гарантии и ответственность вы на себя берёте?", "как ваше решение защищает данные на бумажных носителях?", "как сделать кибератаки невыгодными для атакующих?" и так далее.
О скрытых смыслах
У дотошного слушателя онлайн-мероприятий уже сформировался навык чтения скрытых смыслов произносимого участниками дискуссий.
Если ведущий в начале встречи заявляет что-то типа: “Поскольку поступило много вопросов, нам может не хватить времени, чтобы ответить на все…”, это означает, что вопросов перед мероприятием не было и их придётся выдумывать по ходу разговора.
Если ведущий заявляет: “Сначала определимся с терминами… ”, то все окружающие, как правило, считывают это как: “Сейчас изложу всё, что мне удалось нагуглить сегодня ночью перед вебинаром”.
Если приглашённый спикер говорит: “Многие считают… ”, то под этим, скорее всего, подразумевается: “Я знаю еще двух чудиков, которые придерживаются мнения…”. И так далее. Избегайте словесных штампов, работающих по принципу “пароль — отзыв”.
Не хлопайте по плечу классиков
Думаю, что сейчас у организаторов появилась уникальная возможность приглашать очень известных и востребованных спикеров. Но есть в этом и “подводные камни”.
Если приглашать одних и тех же экспертов с громкими именами, то на ваше “детище по ИБ” будут ссылаться как на мероприятие с участием “Лукацкий и другие”.
С другой стороны, хотелось бы видеть новые лица, представляющие отрасль. Очевидным бонусом для новичка от участия в вебинарах может являться повышение известности в профессиональном мире, приобретение новых контактов. Но для экспертов-новичков желательно проводить хоть какой-то предварительный кастинг. А то, не дай бог, начнут цепляться к деталям, высвечивать темы, нежелательные для публичного обсуждения (например, проблемы с импортозамещением и прочее).
Организаторам онлайн-мероприятий также следует с осторожностью приглашать представителей молодых компаний. Они только завоёвывают себе “место под солнцем” и всегда рады воспользоваться случаем, чтобы показать себя, пороча при этом других.
О приглашении вендоров, интеграторов, производителей ИБ-решений
Аудитория, представляющая заказчиков, привыкла считать главной целью большинства мероприятий по ИБ - поиск вендорами-участниками заказчиков на свои продукты, а иногда и взращивание заказчиков прямо по ходу дискуссии. Но современные онлайн-мероприятия ломают это устойчивое представление. Прежде всего, благодаря тому, что появилась сама возможность организации вебинаров без участия главных спонсоров этих мероприятий – вендоров и интеграторов. Хорошо это или плохо - пока ответ не очевиден.
Вебинар без вендорского выступления или без доклада регулятора – это как суд присяжных без присяжных заседателей - не на кого надеяться, никто не укажет свет в конце тоннеля. Такие мероприятия, пока что проходят вяло, им не хватает заразительного оптимизма и веры в будущее, которые в избытке у вендоров и интеграторов.
Так что вывод от прослушанного и увиденного такой: с участием в дискуссии вендоров, интеграторов, производителей – есть ощущения сфокусированности, драйва, состязательности. Без вендоров, интеграторов и производителей – хождение по кругу, безнадёга, уныние.
Пока просто информация об ощущениях.
О приглашении заказчиков
Организаторам онлайн-мероприятий для “широкого круга” не следует приглашать заказчиков из крупных компаний. Эти всё уже перепробовали с разными сторонними решениями и теперь доверяют только собственным командам разработчиков, набранным из разработчиков решений, которые их не устроили. Если "крупняк" что-то не устраивает в решении, он просто покупает разработчика и делает нужные себе фичи. Его взгляд на проблемы отрасли отличается от взгляда широкой аудитории.
Организаторам онлайн-мероприятий также следует избегать приглашать заказчиков из мелких компаний. Во-первых, они сами не знают чего хотят. Во-вторых, вряд ли они вообще в состоянии что-нибудь стоящее купить и успеть поэксплуатировать, прежде чем загнутся.
Организаторам онлайн-мероприятий следует особенно бережно относиться к заказчикам не из госструктур. Им сейчас особенно тяжело и их надо как-то морально поддержать. Если такой заказчик сам не знает, что он хочет, назовите это мультивариантной стратегией заказчика - и ему не обидно и вам плюс в карму.
Практически из любого вебинара по ИБ следуют выводы:
-нам далеко до запада;
-продвигать одни и те же темы по ИБ становится труднее;
-любая дискуссия экспертов – это процесс, а не решение какой-то конкретной проблемы.
Мои пожелания
Заказчикам
Доверяйте знаниям и опыту, больше анализируйте факты и меньше поддавайтесь эмоциям и собственным догадкам, основанным на информации от вендоров и интеграторов на вебинарах.
Вендорам, интеграторам, производителям ИБ-решений
Участвуйте в вебинарах по ИБ! Сейте тренды и получайте заказчиков!
Организаторам
Так держать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий