12 октября 2021 г.

Про скромность ИБ-эксперта и его непредвзятость

Продолжение темы. Начало здесь.

Вам не кажется, что экспертность превращается в поп–индустрию. Появились эксперты - поп-звёзды. Они мелькают на TV, в YouTube, в соцсетях. Раньше экспертность находилась, в основном, внутри индустрии, а сами эксперты транслировали свои мысли друг другу. Сейчас, из-за настроя разных новостных каналов на "цифровую волну", мнение экспертов оказалось востребовано широкой аудиторией различных телешоу и медиа в соцсетях.

Экспертам нравится пиариться, так как они нуждаются в постоянном подкреплении своей экспертности и в повышенном внимании. Хотя иногда получается как в известной поговорке "словам тесно, а мыслям просторно". В таких случаях невольно задаёшься вопросом, почему плохой русский язык (к тому же перегруженный англицизмами), скверная дикция и отсутствие мыслей вызывает такое большое желание общаться с аудиторией?

Слушая экспертный диалог подобных представителей, можно слегка усомниться в адекватности своего восприятия. Создаётся впечатление, что эти специалисты уже так много прочли западных источников, что стали невольно забывать родной русский. Чаще всего в речи такого эксперта проскальзывают широко употребляемые в бизнес-среде англицизмы: "opportunity" - вместо "возможности", "move" - вместо "движения", "must have" - вместо "должны", "I welcome" - вместо "я приветствую", "deadline" - вместо "сроки", "skills" - вместо "навыки и умения", "value" - вместо "ценность" и т.д. Наверное это, по их мнению, должно оказывать на слушателей магическое действие и транслировать миру: я предпочитаю западные стандарты и лучшие практики и не заморачиваюсь их адаптацией под русский язык для русско-язычной аудитории.

"Народ хавает", а востребованность возвышает, особенно в собственном воображении. Постепенно такой эксперт превращается в человека, который перестал размышлять, потому что ему и так платят за его якобы бэкграунд. Апофеозом экспертного самомнения могут являться фотки из соцсетей с призами, кружками-сувенирами, сертификатами и грамотами.

Получается как-то так

Но иногда за "хищным" выражением лица эксперта угадывается тонкая, ранимая личность. С немалой долей самоиронии по отношению к себе. С умеренной скромностью. Это не может не вызывать симпатию у аудитории, но шаблонизация экспертности такое категорически не приветствует. Возможно, мы слишком серьезно относимся к тому, что знаем сами и знают выступающие. Редко, кто из экспертов может признаться: "Я недостаточно знаю об этом, чтобы иметь своё мнение". А жаль,

С уходом в онлайн череда дискуссий между однообразной группой экспертов начинает порядком поднадоедать, поскольку, например, в отрасли информационной безопасности, принято увлекательно рассказывать про новые решения и технологии, выполненные для виртуозного предотвращения современных кибератак, что, однако, никак не подтверждается фактами из жизни. Неудачи в ИБ стали нормой.

Экспертность поставщиков решений - отдельная больная тема.

Лидерство в бизнесе не дает права представителям ведущих технологических компаний навязывать потребителям свои ценности. Потребители не сомневаются в успехах хорошо известных компаний на растущем рынке, они сомневаются в пригодности предлагаемых решений для целей своих компаний. Продажи в ИБ – это, по сути, навязывание поставщиком решений своей веры в ту или иную технологию безопасности. Но тут возникает ряд опасений.

Протекционизм государства позволяет "криворуким" диктовать свои условия рынку.

Очередную "новую" технологию легче продавать дороже ее рыночной стоимости.

Доход поставщика того или иного решения обеспечивается одним лишь фактом заключения контракта, а предоставление в дальнейшем более качественного обслуживания становится затратами поставщика, а он в этом, как правило, не заинтересован.

Мы все за новое и разное. Но в рамках выделяемого бюджета, с учётом имеющихся технологий и людских ресурсов. Цель у заказчика и у поставщика, возможно, и одна - обезопасить всё вокруг, но пути ее достижения абсолютно разные. Заказчик хочет получить максимум возможностей при минимуме затрат, а поставщик - затратить минимум усилий при максимальной выгоде.

Так что стоит подумать, можно ли доверять экспертам от поставщиков решений, которые хотят высказаться по любому поводу на любой конференции или вебинаре.


Что ещё почитать по заявленной теме - Том Николс "Смерть экспертизы: как интернет убивает научные знания"

Комментариев нет:

Отправить комментарий