15 июля 2017 г.

Поговорим об экспертах


Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Б.Пастернак



Мы живём в эпоху инноваций. Мир и процессы стали настолько сложными, что требуются профессиональные интерпретаторы, объясняющие “в чем правда, брат?” – так называемые эксперты. Экспертов тем больше, чем меньше для широкой аудитории понятны получившие широкую огласку такие явления, как киберпреступность, кибервойны, кибершпионаж.
Поговорим о том, как становятся экспертами, например, в ИТ- или ИБ-областях?
Оставив за скобками очевидные вещи в виде наличия у эксперта знаний, опыта и навыков, посмотрим в сторону вариантов продвижения своей “экспертности”:
- пересказывать нормативку своими словами
- завести блог, писать о том, что вынес с презентаций
- выступать на всех конференциях с докладом “Как стать экспертом?”
- нести в массы тайм-менеджмент, причинять самоорганизацию, подвергать чувству эмпатии
- знать возможности разных технологий, разбираться в бизнес-процессах и моделях управления.
Сразу оговорюсь я не являюсь ИБ-экспертом (я скорее журналист в сфере ИБ, которой занимаюсь на протяжении последних 10 лет). Также не считаю себя ИТ-экспертом (просто так исторически сложилось, что я 25 лет занимался ИТ-технологиями на разных предприятиях). У меня нет необходимых знаний, навыков, умений и достаточного кругозора для этого. Но я считаю себя экспертом, например, в футболе, в игре на бильярде, в большом теннисе, в женской красоте.
К большинству ИБ- и ИТ- экспертов я отношусь с юмором.
К ИБ-экспертам потому, что они часто стараются натянуть мини-юбку того или иного решения или технологии на макси-зад ИБ-отрасли.
К ИТ-экспертам потому, что у них, как у метеорологов, сильнее всего развиты мышцы, отвечающие за пожатие плечами.
– Ваш прогноз развития ИТ-технологий в следующем году?
- Широкое распространение в следующем году получат решения явных лидеров ИТ-отрасли.
А мы то, чудаки, и не догадывались, что есть рыночные силы, которые всех игроков толкают в определенном направлении. А делать прогнозы на основе экстраполяции существующих решений - много ума не надо.
Об ИТ- и ИБ-экспертах я, в основном, имею представление, виртуально общаясь с ними на тематических страницах в соцсетях. С экспертами, у которых на визитках написано “Эксперт по...”, общаюсь редко, в основном, по необходимости при выборе того или иного решения или раз-два в году на ИБ-конференциях, когда каждый из них поочерёдно мне пытается что-то попродавать.
Мой круг общения и источник информации – это ИБ-блогеры. Считать ли их экспертами – личное дело каждого. Своими размышлениями об ИБ-блогерстве я уже делился здесь и здесь. Поговорим об ИТ/ИБ-экспертах и тематических группах в соцсетях, где, как минимум, каждый второй - эксперт.

Интересным быть для другого человека можно только по-настоящему
С развитием Интернета источников знаний у каждого из нас множество. Мнений - в каждой записи из соцсетей. Но вы, как правило, будете доверять тому человеку, который вам по-настоящему интересен, от которого вы получаете ценную информацию, а, иногда, и практическую помощь. Почему? Потому, что эксперт делится с вами не только своими знаниями, но и своим мыслительным опытом. Своими выводами, обобщениями и наблюдениями. Настоящий эксперт – это не новостная лента. Это – экспертиза нормативных документов, прогнозы развития отрасли и, конечно, новые знания.
В принципе вы и сами можете прочитать кучу книг и получить разнообразные навыки, которыми, как вам кажется, обладает эксперт. Но на это вам понадобится полжизни. Другой человек – эксперт - просто экономит вам силы, время и средства.

Архитекторы выбора
Испытывая постоянный голод в экспертизе при выборе того или иного технологического решения, всегда бывает необходима двусторонняя оценка правильности выбора: как с собственной стороны, так и со стороны специалиста, которому вы доверяете. Мнения экспертов формируют ваш выбор в пользу того или иного решения.
Важно для вашего "здравомыслия и карьеры", не будучи экспертом, постоянно общаться по тем или иным вопросам с экспертной аудиторией, например, в группе на тематических страницах в соцсетях.
Я понимаю коллег-безопасников, которые редко делятся между собой информацией, особенно если они работают в конкурирующих между собой организациях. У каждого из них есть ценная информация для внутреннего использования. А уж тем более никто не хочет выносить на публику свои слабости и проблемы. Поэтому, когда на очередной конференции я вижу знакомого коллегу-безопасника, мне нет смысла спрашивать его: "Как дела?". Потому что мне ответят "Все отлично!", хотя и будут в этот момент мучительно обдумывать, удастся ли в этом месяце вернуть деньги клиентов, пострадавших от действий мошенников в системах ДБО и будет ли достигнут шкуросберегающий результат, прописанный в KPI.
Участвуя в тематических обсуждениях на страницах в соцсетях, вы поднимаете свою планку самооценок и ожиданий (это та же история, когда для повышения своего мастерства, например, в игре на бильярде, надо играть с игроками лучше вас).
Непосредственность общения специалистов в тематической группе между собой и общее обсуждение болевых точек отрасли создаёт среду, растворяющую психологические барьеры и самовнушенные ограничения. Способности одиночки ограничены, усилия команды (группы) всегда эффективнее.

Типизация экспертов
Эксперты любят выглядеть увереннее, опытнее, умнее, талантливее, нежели таковыми являются в действительности. Поэтому попробуем поиронизировать над этими их понятными человеческими слабостями, проведя шуточную типизацию экспертов.

Эксперт-звезда: “вы испытываете ко мне непреодолимое уважение, как я вас понимаю”.
Уверен, что обладает некой волшебной харизмой, позволяющей ему с лёгкостью управлять аудиторией.

Эксперт-критик: ищет различные возможности уличить вас в незнании чего-то или неумении чего-то делать. Всегда негативно настроен по отношению к коллегам.
- А как же мнение известного на всю страну эксперта по ИБ?
- Ну, что ж, это говорит только об упадке современной ИБ-отрасли.

Эксперт-зануда: увлечен чем-то до полной потери вменяемости. Его невозможно терпеть, легко послать и трудно понять.

Эксперт-себялюб: болезненно реагирует на критику. Подобно вахтёрам, в любой ситуации избыточно демонстрирует своё превосходство. Он всегда хочет нравиться и получать необходимую дозу обожания от преданных фанатов.

Эксперт-самоучка: больше всего в других людях его раздражают знания и умения, которых нет у него.

Эксперт-манипулятор: (чаще всего и модератор на различных мероприятиях): постоянно насторожен: ведёт ли он по-прежнему свою игру или уже играет по чужим правилам.

Эксперт-продажник: если заработает у заказчика продукт его компании, то он молодец, если нет, то все заказчики сами не знают, чего хотят и просто, по-настоящему, ничего не хотят у себя внедрять. Любая тема: DLP, SIEM, SOC сводится продажником к задачам, которые умеет решать его компания. Его роль в родительской компании в том, чтобы гнать волну, предвосхищая изменения на профильных рынках.

Эксперт-инноватор: его легко распознать по отпечаткам ног сзади, чуть пониже спины.

Эксперт-теоретик: “бери больше, кидай дальше”, “склад-полка-магазин-продажи”, “каждой сестре по серьгам: сотрудникам – DLP и UEBA, инцидентам – SIEM, бизнесу - SOC”. Его постоянное стремление к самообразованию, граничит с одержимостью.

Эксперт-стратег: говорят они есть, их можно пересчитать по пальцам, но их никто никогда не видел.

Про персональную стратегию
Чему нас учит опыт экспертов? Часто у экспертов есть ещё виртуальная возможность быть услышанными – книги, журнальные статьи, блоги, подписчики в соцсетях. Впрочем, многие возможности в Интернете есть у всех, только эксперты работают в этом направлении давно и целенаправленно.
Попробуйте вести свой тематический блог. Блог - это возможность быстро передать информацию широкой аудитории. Практика это не подтверждает, но, мне кажется, что для блога важен язык, которым вы излагаете свои мысли. Когда сообщения в блоге напоминают мини-истории – это привлекает читателя блога. Впрочем, к техническим блогам это не относится.
Занимаясь блоготворчеством, старайтесь быть прежде всего полезным людям. Внимание, проявляющееся в практической помощи, всегда более значимо, чем, например, постоянное лайкание чьих-то постов. Если у вас появилась возможность помочь чем-то коллеге или аудитории вашего блога, то сделайте это, не раздумывая.
Освойте технологию фиксации и хранения всего прочитанного в книгах, журналах, в соцсетях. Мысль мимолётна. Большинство замыслов так и остаётся не реализованными. Когда вы что-то записываете, то делаете первый шаг к собиранию материалов для будущих сообщений в блоге, статей в журналах, а, может быть, ваших будущих книг.
Знакомясь с новым решением, технологией, стремитесь к более современным и менее затратным способам общения, например, в виде вебинаров.
Совершенствуйтесь сами и помогайте людям преодолеть самовнушенные ограничения (боязнь высказать своё мнение, принижение своих знаний, опыта, навыков).
Начать можно с простых вещей, призвав на помощь мудрость Жванецкого:
-“Формулирование своего на базе прочитанного”
-“Даже неточное цитирование – уже кое-что своё”
Удачи всем будущим экспертам!

Комментариев нет:

Отправить комментарий