Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Б.Пастернак
Мы живём в эпоху инноваций. Мир
и процессы стали настолько сложными, что требуются профессиональные
интерпретаторы, объясняющие “в чем правда, брат?” – так называемые эксперты.
Экспертов тем больше, чем меньше для широкой аудитории понятны получившие широкую
огласку такие явления, как киберпреступность, кибервойны, кибершпионаж.
Оставив за скобками
очевидные вещи в виде наличия у эксперта знаний, опыта и навыков, посмотрим в
сторону вариантов продвижения своей “экспертности”:
- пересказывать нормативку
своими словами
- завести блог, писать о
том, что вынес с презентаций
- выступать на всех
конференциях с докладом “Как стать экспертом?”
- нести в массы тайм-менеджмент,
причинять самоорганизацию, подвергать чувству эмпатии
- знать возможности разных
технологий, разбираться в бизнес-процессах и моделях управления.
Сразу оговорюсь я не являюсь
ИБ-экспертом (я скорее журналист в сфере ИБ, которой занимаюсь на протяжении последних 10 лет). Также
не считаю себя ИТ-экспертом (просто так исторически сложилось, что я 25 лет
занимался ИТ-технологиями на разных предприятиях). У меня нет необходимых
знаний, навыков, умений и достаточного кругозора для этого. Но я считаю себя экспертом,
например, в футболе, в игре на бильярде, в большом теннисе, в женской красоте.
К большинству ИБ- и ИТ- экспертов я отношусь
с юмором.
К ИБ-экспертам потому, что они часто
стараются натянуть мини-юбку того или иного решения или технологии на макси-зад
ИБ-отрасли.
К ИТ-экспертам потому, что у них, как у
метеорологов, сильнее всего развиты мышцы, отвечающие за пожатие плечами.
– Ваш прогноз развития ИТ-технологий в
следующем году?
- Широкое распространение в следующем году получат решения
явных лидеров ИТ-отрасли.
А мы то, чудаки, и не догадывались, что есть рыночные силы, которые всех игроков толкают в определенном
направлении. А делать прогнозы на основе экстраполяции существующих решений - много ума не надо.
Об ИТ- и ИБ-экспертах я, в основном, имею
представление, виртуально общаясь с ними на тематических страницах в соцсетях.
С экспертами, у которых на визитках написано “Эксперт по...”, общаюсь редко, в
основном, по необходимости при выборе того или иного решения или раз-два в году
на ИБ-конференциях, когда каждый из них поочерёдно
мне пытается что-то попродавать.
Мой круг общения и источник
информации – это ИБ-блогеры. Считать ли их экспертами – личное дело каждого.
Своими размышлениями об ИБ-блогерстве я уже делился здесь и здесь. Поговорим об
ИТ/ИБ-экспертах и тематических группах в соцсетях, где, как минимум, каждый второй
- эксперт.
Интересным быть для другого человека можно только по-настоящему
С развитием Интернета источников
знаний у каждого из нас множество. Мнений - в каждой записи из соцсетей. Но вы,
как правило, будете доверять тому человеку, который вам по-настоящему
интересен, от которого вы получаете ценную информацию, а, иногда, и практическую
помощь. Почему? Потому, что эксперт делится с вами не только своими знаниями,
но и своим мыслительным опытом. Своими выводами, обобщениями и наблюдениями.
Настоящий эксперт – это не новостная лента. Это – экспертиза нормативных
документов, прогнозы развития отрасли и, конечно, новые знания.
В принципе вы и сами можете
прочитать кучу книг и получить разнообразные навыки, которыми, как вам кажется,
обладает эксперт. Но на это вам понадобится полжизни. Другой человек – эксперт -
просто экономит вам силы, время и средства.
Архитекторы
выбора
Испытывая постоянный голод в
экспертизе при выборе того или иного технологического решения, всегда бывает необходима
двусторонняя оценка правильности выбора: как с собственной стороны, так и со
стороны специалиста, которому вы доверяете. Мнения экспертов формируют ваш
выбор в пользу того или иного решения.
Важно для вашего "здравомыслия и карьеры", не будучи экспертом,
постоянно общаться по тем или иным вопросам с экспертной аудиторией, например, в
группе на тематических страницах в соцсетях.
Я понимаю коллег-безопасников,
которые редко делятся между собой информацией, особенно если они работают в конкурирующих
между собой организациях. У каждого из них есть ценная информация для
внутреннего использования. А уж тем более никто не хочет выносить на публику
свои слабости и проблемы. Поэтому, когда на очередной конференции я вижу знакомого
коллегу-безопасника, мне нет смысла спрашивать его: "Как дела?".
Потому что мне ответят "Все отлично!", хотя и будут в этот момент
мучительно обдумывать, удастся ли в этом месяце вернуть деньги клиентов,
пострадавших от действий мошенников в системах ДБО и будет ли достигнут шкуросберегающий
результат, прописанный в KPI.
Участвуя в тематических обсуждениях
на страницах в соцсетях, вы поднимаете свою планку самооценок и ожиданий (это та
же история, когда для повышения своего мастерства, например, в игре на бильярде,
надо играть с игроками лучше вас).
Непосредственность общения специалистов
в тематической группе между собой и общее обсуждение болевых точек отрасли
создаёт среду, растворяющую психологические барьеры и самовнушенные
ограничения. Способности одиночки ограничены, усилия команды (группы) всегда
эффективнее.
Типизация экспертов
Эксперты любят выглядеть увереннее,
опытнее, умнее, талантливее, нежели таковыми являются в действительности.
Поэтому попробуем поиронизировать над этими их понятными человеческими
слабостями, проведя шуточную типизацию экспертов.
Эксперт-звезда: “вы испытываете ко мне
непреодолимое уважение, как я вас понимаю”.
Уверен, что обладает некой
волшебной харизмой, позволяющей ему с лёгкостью управлять аудиторией.
Эксперт-критик: ищет различные возможности
уличить вас в незнании чего-то или неумении чего-то делать. Всегда
негативно настроен по отношению к коллегам.
- А как же мнение известного
на всю страну эксперта по ИБ?
- Ну, что ж, это говорит
только об упадке современной ИБ-отрасли.
Эксперт-зануда: увлечен чем-то до полной
потери вменяемости. Его невозможно терпеть, легко послать и трудно понять.
Эксперт-себялюб: болезненно
реагирует на критику. Подобно вахтёрам, в любой ситуации избыточно демонстрирует
своё превосходство. Он всегда хочет нравиться и получать необходимую дозу обожания
от преданных фанатов.
Эксперт-самоучка: больше
всего в других людях его раздражают знания и умения, которых нет у него.
Эксперт-манипулятор: (чаще
всего и модератор на различных мероприятиях): постоянно насторожен: ведёт ли он
по-прежнему свою игру или уже играет по чужим правилам.
Эксперт-продажник: если
заработает у заказчика продукт его компании, то он молодец, если нет, то все
заказчики сами не знают, чего хотят и просто, по-настоящему, ничего не хотят у
себя внедрять. Любая тема: DLP, SIEM, SOC сводится продажником к задачам,
которые умеет решать его компания. Его роль в родительской компании в том,
чтобы гнать волну, предвосхищая изменения на профильных рынках.
Эксперт-инноватор: его
легко распознать по отпечаткам ног сзади, чуть пониже спины.
Эксперт-теоретик: “бери
больше, кидай дальше”, “склад-полка-магазин-продажи”, “каждой сестре по
серьгам: сотрудникам – DLP и UEBA, инцидентам – SIEM, бизнесу - SOC”. Его постоянное стремление к самообразованию, граничит с
одержимостью.
Эксперт-стратег: говорят
они есть, их можно пересчитать по пальцам, но их никто никогда
не видел.
Про персональную стратегию
Чему нас учит опыт
экспертов? Часто у экспертов есть ещё виртуальная возможность быть услышанными –
книги, журнальные статьи, блоги, подписчики в соцсетях. Впрочем, многие
возможности в Интернете есть у всех, только эксперты работают в этом
направлении давно и целенаправленно.
Попробуйте вести свой тематический
блог. Блог - это возможность быстро передать информацию широкой аудитории.
Практика это не подтверждает, но, мне кажется, что для блога важен язык,
которым вы излагаете свои мысли. Когда сообщения в блоге напоминают мини-истории
– это привлекает читателя блога. Впрочем, к техническим блогам это не
относится.
Занимаясь блоготворчеством,
старайтесь быть прежде всего полезным людям. Внимание, проявляющееся в
практической помощи, всегда более значимо, чем, например, постоянное лайкание
чьих-то постов. Если у вас появилась возможность помочь чем-то коллеге или аудитории
вашего блога, то сделайте это, не раздумывая.
Освойте технологию фиксации
и хранения всего прочитанного в книгах, журналах, в соцсетях. Мысль мимолётна.
Большинство замыслов так и остаётся не реализованными. Когда вы что-то
записываете, то делаете первый шаг к собиранию материалов для будущих сообщений
в блоге, статей в журналах, а, может быть, ваших будущих книг.
Знакомясь с новым решением,
технологией, стремитесь к более современным и менее затратным способам общения,
например, в виде вебинаров.
Совершенствуйтесь сами и помогайте
людям преодолеть самовнушенные ограничения (боязнь высказать своё мнение,
принижение своих знаний, опыта, навыков).
Начать можно с простых
вещей, призвав на помощь мудрость Жванецкого:
-“Формулирование своего на
базе прочитанного”
-“Даже неточное цитирование –
уже кое-что своё”
Удачи всем будущим
экспертам!
Комментариев нет:
Отправить комментарий