Поговорим о создании правильной структуры служб информационной безопасности
(ИБ), экономической безопасности (ЭБ) и информационных технологий (ИТ) и проблемах
взаимоотношений этих служб в банке с позиции руководителя ИБ.
Зададимся вопросом: в каких
пропорциях службы ЭБ и ИБ, а, заодно, и ИТ должны быть представлены в штатной
структуре современного, некрупного банка, решившего взять курс на цифровые
технологии?
Констатируем как данность —
современные банки переживают исключительно негативные встряски: дешевых заемных
средств нет, выручка падает, конкуренция растет, рынок ускользает. У банков
остается только один актив – данные о клиентах. Чтобы двигаться в том направлении, куда диктует текущая рыночная ситуация,
от банков требуется структурная гибкость, подразумевающая радикальный пересмотр
обязанностей и полномочий разных подразделений, в том числе служб: ИТ, ЭБ и ИБ.
Если предпосылок для
технологических изменений нет, то структура названных выше служб в обычном
банке может не меняться годами.
Кто должен развернуть кредитную организацию в
правильном направлении и быть инициатором технологических и, как следствие, структурных
изменений? Конечно же бизнес в лице топ-менеджмента банка. Кто у бизнеса, как
правило, в советниках? Директор по ИТ и директор по общей безопасности.
Как вы думаете, какое направление охотнее
всего будет продвигать и поддерживать директор по общей безопасности (выходец
из МВД), в подчинении у которого экономическая и информационная безопасность?
Правильно - то, которое он лучше знает и понимает — экономическую безопасность.
Это понимание руководителя материализуется в зарплатах, премиях, продвижении по
карьерной лестнице безопасников. ИБ в данной ситуации — пасынок общей
безопасности в банке.
Возможно, на определенном
этапе развития, когда в штате банка на 6 специалистов по ИБ приходилось 60
"бывших оперативников/следователей", занимающихся ЭБ, такая штатная
структура и была оправдана теми задачами, которые решал банк: оценка
платежеспособности клиентов, возврат долгов, мониторинг залогов, внутренняя
безопасность. Но вряд ли подобная структура соответствует современным
требованиям для обеспечения высокого уровня обслуживания клиентов. В конце концов,
устаревшая структура станет тормозом на пути цифровой трансформации банка,
подразумевающей мобильность, удобство цифровых сервисов, удаленную
идентификацию клиентов, автоматизацию работы с кредитными задолженностями и так
далее.
Описанная выше структура с перекосом в ЭБ
приводит к тому, что информационной безопасности отводится сервисная функция
поддержки экономической безопасности. В результате банк получает ИБ, которая не
выполняет свою основную функцию.
Вывод: Чтобы разные направления безопасности
(ЭБ и ИБ) функционально соответствовали потребностям и задачам банка в
советниках у топ-менеджмента банка обязательно должен быть или директор по ИБ,
или другой "переводчик", который сможет построить диалог между
ИБ-службой и топ-менеджментом банка.
А чем озабочен директор по ИТ того же
некрупного банка? Какова
его роль в инициировании процессов изменений?
В условиях значительного
роста ИТ-инфраструктуры на фоне оптимизации численности персонала (на
ИТ-персонале экономят в первую очередь) главная
головная боль ИТ-директора - обеспечение
бесперебойной работы ИТ-сервисов банка имеющимся штатом сотрудников.
Для ИТ-службы некрупного
банка наличие антивируса и межсетевого экрана — уже выше крыши (сопровождает
то, как правило, ИТ). А то, что каждая новая
ИТ-технология порождает новые уязвимости и векторы атак — не зона
ответственности ИТ. Таким образом требуется,
чтобы ИТ- и ИБ-службы дополняли друг друга и тесно взаимодействовали. Если не
налажен диалог между этими службами, то неизбежен рост скрытых рисков до
состояния полной неустойчивости.
Что в результате имеем?
Бизнес увеличил риски, а ИТ-
и ИБ-службы снизили свою эффективность ровно в тот момент, когда в погоне за
оптимизацией затрат были сокращены все издержки на поддержку, модернизацию и
безопасность собственной информационной инфраструктуры.
Бизнес увеличил риски, а
ИБ-служба снизила свою эффективность, когда у нее не хватило смелости говорить
об иллюзии контроля безопасности существующей информационной инфраструктуры, отвечающей
требованиям десяти- двадцатилетней давности. Масштаб современных кибератак:
крупномасштабных, многовекторных диктует потребность в современных средствах
защиты, а не в тех, что были актуальны на рубеже 2000‑х.
Бизнес увеличил риски, а
ИБ-служба снизила свою эффективность, когда не преодолела сопротивление ИТ по
вопросу замены не отвечающего современным требованиям антивируса, внедрения механизмов
устранения уязвимостей, замены старого межсетевого экрана и других стратегических
изменений информационной инфраструктуры. Так как только на ИБ лежит бремя
доказательств ненадежности существующей ИТ-инфраструктуры, а не на том, кто
защищает её статус-кво (читай: директоре по ИТ).
Все, по идее, должны это
осознавать. Но осознание приходит только с пониманием последствий при оценке
рисков (прежде всего у бизнеса в лице топ-менеджмента банка).
Вывод: конфликт интересов движет любой компанией и только
бизнес через оценку рисков может задавать курс на создание каждый
раз новой более гибкой структуры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий