“Практическое
знание – продукт опыта,
его можно приобрести, но невозможно передать в виде общих формул.
Абстрактное знание, напротив, дело техники,
его можно легко систематизировать, передавать и применять”
его можно приобрести, но невозможно передать в виде общих формул.
Абстрактное знание, напротив, дело техники,
его можно легко систематизировать, передавать и применять”
(цитата
из книги Джерри Мюллера “Тирания показателей”)
О чем говорят эксперты
Слушая
на разных ИБ-конференциях разных ИБ-экспертов, очень важно научиться фильтровать
контент и не "попадаться на крючок" красиво сформулированных постулатов на слайдах
докладчиков.
На такие слайды смотришь больше с
удовольствием, чем с пользой (любая красиво представленная информация воспринимается, как откровение). Прислушиваться к такого рода советам имеет смысл
только, если пропускаешь тот или иной совет через себя.
В качестве иллюстрации рассмотрим пример ниже (в скобках - размышления воображаемого слушателя над
постулатом, сдобренные изрядной долей скептицизма и отметкой “↑ риск”, означающей повышенный риск).
Слайд из твиттера “Что делать CISO” (ну, да, к сожалению,
вырван из контекста презентации уважаемого мною эксперта)
-Определяем бизнес-цель (быть первыми на рынке (↑ риск), уникальный продукт (↑ риск), сильный бренд, сильная розничная сеть (↑ риск) – мои идеи кончаются быстро)
-Определяем, как можем ее достичь (поиск своей ниши (↑ риск), клиентоориентированность (↑ риск), уникальный маркетинг (↑ риск), значительное
увеличение точек взаимодействия с внешним миром (↑ риск), цифровизация
каналов продаж (↑ риск), оптимизация затрат (↑ риск) – мои идеи
кончаются быстро)
Синхронизируем с ней свои проекты (ИБ – финансово затратна для компании. Вложения
в инфраструктуру и средства защиты могут не вписываться в планы бизнеса)
-Отсекаем все, что не совпадает (бОльшая часть проектов не имеет четких рамок)
-Перестаем делать работу ради работы (начальству виднее: “работа без KPI – деньги на ветер”. Чем плох KPI - вас постоянно "вырывают из контекста")
-Оцениваем операционные риски (решение вопроса руководством: “принимаем
риски”, впоследствии: “почему плохо убеждали?”)
-Определяем пределы бюджета (в поисках “волшебника” неизбежно имеешь дело
со “сказочником”)
-Разбираемся в стратегии (скорее ищем прорехи в чужой стратегии)
-Оцениваем на что хватит бюджета (“не сейчас” – утешительная форма “никогда”)
-Строим защиту с самого бОльшего (на самое бОльшее может не хватить “пределов
бюджета”)
-Все, что не защищаем – учимся выявлять и
реагировать (скорее
- готовим предметную аргументацию для оправдания своего бездействия)
-Все, что не выявляем сразу – учимся
возмещать ущерб (скорее
- ищем альтернативные сценарии нейтрализации последствий нарушения безопасности
услуги)
-Все, что не покупаем – арендуем (если есть такая возможность)
-Все, что нельзя арендовать – страхуем (если есть такая возможность)
-Все, что нельзя застраховать –
прикрываем бумагами (бумаги
не спасут ИБ в случае серьёзного инцидента)
Итак,
после изучения вышеприведенных “кулинарных рецептов” людям
с тяжелой формой перфекционизма можно дать только один, но универсальный
совет: “делай, что можешь и будь, что будет”.
Чему нас учит жизнь
Строить ИБ по “кулинарным книгам”, озвученным
на ИБ-конференциях, пустая затея. Допустим, вам советуют “разбить яйцо” и “взбить
смесь с помощью миксера”, но у вас нет яйца и вам нельзя шуметь. Всё, что вы сможете
реализовать у себя в компании из перечисленного: это разбить карьеру
начинающего операциониста и сбить спесь с заносчивого менеджера по продажам.
Верьте своим глазам, а не красивым историям из презентаций на ИБ-форумах.
Верьте своим глазам, а не красивым историям из презентаций на ИБ-форумах.
Жизнь – боль. Сегодня ты с трибуны конференции
учишь коллег “лучшим практикам в ИБ”, а завтра хакеры и инсайдеры учат тебя
правильно расставлять приоритеты в защите периметра компании. Не стоит жить, воображая светлое будущее, – всё происходит сейчас.
Возьмем такое явление, как принятие риска –
толерантность к риску. Компании, как правило, неэффективны в управлении
собственными рисками - бизнес создается для того, чтобы идти на риск ради
получения прибыли.
Миф о том, что управление, например, ИТ- и ИБ-рисками можно осуществлять в рамках единого проекта или даже ряда отдельных
мероприятий, проводимых в течение определенного бюджетного периода или года,
игнорирует динамическую природу внутреннего и внешнего управления ИТ- и ИБ-рисками.
Чтобы идти в ногу с меняющимися условиями, в которых приходится работать
современным компаниям, управление ИТ- и ИБ-рисками должно быть организовано как
непрерывный процесс.
Надо отдавать себе отчет в том, что ни
область деятельности - ИБ, ни надежная профессия в ИБ не могут быть основаны на
технических ошибках производителей ПО, системах, приложениях и протоколах связи,
имеющих множество уязвимых мест. В результате, кроме плохо сконфигурированных
сетей, не работающих средств защиты и минимальных инвестиций в ИТ-безопасность,
мы имеем хрупкую инфраструктуру, перегруженную потенциальными уязвимостями.
Деятельность ИБ эффективна лишь в том
случае, если она органично встроена в корпоративную культуру компании. Мы
должны исходить из того, что люди, финансирующие наш труд, находятся в здравом
уме и способны устанавливать приоритеты и определять наиболее важные активы и
процессы, которые необходимо защищать. Задача ИБ - совместно с ИТ выявить слабые
и сильные стороны в защите инфраструктуры компании и провести структурные реформы,
предоставив руководству веские обоснования серьёзных вложений в инфраструктуру
и средства защиты.
ИБ редко удается избежать ошибок и просчетов в своей работе, остается лишь утешать себя, что "обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт".
Комментариев нет:
Отправить комментарий