Некоторые впечатления от SOC-Форума
v.2.0 “Практика противодействия кибератакам и построения центров мониторинга
ИБ”, прошедшем в г.Москве 16 ноября 2016г.
Наблюдение
1: В докладах форума упоминание терминов
“SOC” и “SIEM” распределилось примерно поровну, то есть SOC,
как правило, не может существовать без SIEM, хотя на форуме приводился пример реализации
SOC-а без SIEM.
Гром не грянет, мужик не
перекрестится (Русск.
пословица: Беспечный человек не сделает необходимого заранее, прежде, чем его
не вынудят к этому обстоятельства)
Основной вывод после выступлений
заказчиков, внедривших у себя SOC, решение о
необходимости создания центра реагирования на инциденты принималось после
случаев крупных инцидентов в этих компаниях. Киберпреступления по-прежнему являются
драйверами развития отрасли ИБ.
Совершено невероятной историей
поделился один банк из конца списка TOP-150.
В феврале 2015 года в результате кибератаки произошел взлом торгового терминала
банка, и злоумышленники, посредством модификации информации, провели ряд
несанкционированных операций на ММВБ. В
итоге это привело к сильным колебаниям курса рубля в течение 14 минут, пока длилась
атака и финансовым потерям банка.
Но невероятность истории не в этом.
Спустя полтора года, на нынешнем SOC-Форуме
выступает начальник отдела обеспечения ИБ этого банка с докладом “Эволюция в SOC”.
Из доклада следует, что банк не только выполнил требования СТО БР:
-прежде всего разобрался с тактическим
и стратегическим улучшениями СОИБ и преодолел дистанцию, начиная, очевидно, с "нарисованного" уровня соответствия СТО БР до рекомендованного реального уровня 4 или
5. Теперь банк, по словам руководителя ИБ, стремится придерживаться международных стандартов и “лучших практик”: COBIT, ITIL, ISO/IEC
27000.
-но этого банку показалось мало, он ещё
и SOC построил, и команду 24х7 (чего им там мониторить то - банк имеет 23 офиса
в 9 небольших городах, в основном, в Республике Татарстан и в Казани –
очевидно, ТОТ САМЫЙ торговый терминал),
-а кроме этого создал и обосновал понятный
бизнесу KPI.
Служба ИБ банка после ТОГО инцидента
занялась управлением осведомленностью пользователей и научилась общаться с
бизнесом (наверное, в банке не только ИБ-начальник сменился, но и весь
менеджмент банка).
А факторы успеха службы ИБ банка до
смешного тривиальны:
-акционеров успокоили повышением
степени непрерывности бизнеса, предоставив результаты испытаний
-менеджмент банка остался доволен
соблюдением бюджета (а мы то, дураки, с какими-то непонятными ROI, ROA носимся!)
-регуляторы (РКН и ЦБ)
удовлетворились результатами своих проверок банка
-сотрудники резко снизили свои
обращения в тех.поддержку и не заикаются больше о повышении привилегий (не были
админами на своих компьютерах, нечего и начинать!).
То есть история из разряда, кто был
ничем, тот станет всем (в плане процессов и технологий). Очевидно, что
немаловажную роль в наведении порядка в банке сыграло и территориальное отделение
ЦБ РФ по Республике Татарстан (боязнь санкций со стороны регулятора).
Наблюдение
2: Порадовало, что Александр Виноградов
(КБ “Златкомбанк”) в своем докладе выделил не только сильные, но и слабые
стороны Антидроп-клуба, которые практически совпали с сформулированными здесь.
Наблюдение
3: Понравился в одном докладе слайд с логами,
в котором оказалось много закрытой информации и, в результате, весь слайд
состоит из заретушированных полей (как бы подтверждение того факта, что отчеты,
формируемые SIEM-системами, очень трудны в восприятии).
Наблюдение
4: Наиболее трезвая оценка развития SOC-ов
на форуме, как мне кажется, прозвучала от Янкина Андрея (“Инфосистемы Джет”): “Если
оценивать развитие SOC-ов по 5-бальной системе, то сейчас
можно поставить 1, ну, максимум - 2”, “о SOC v.2.0
говорить несколько преждевременно, скорее это SOC v.1.0
на другом уровне зрелости”.
Так что зрелость растёт! Главное,
чтобы в дряхлость не превратилась…
К CSF я бы добавил еще поддержку руководства (management commitment). А черное вуду рассчета ROI, ROA и вправду необязательно, только я внутри и снаружи защитил проектов на 9-и значное число без всей этой мишуры. Ведь можно подумать бизнес всегда четко считает у себя то же самое:)
ОтветитьУдалить