14 сентября 2018 г.

План мероприятий (Дорожная карта) банка по реализации проекта подключения к ЕБС


Предыстория вопроса здесь.
С 30 июня 2018 года некоторые (единичные) банки начали собирать записи голоса и изображения лиц россиян и отправлять их в Единую биометрическую систему (ЕБС). ЕБС позволит гражданам подтверждать личность без предъявления паспорта и удаленно получать некоторые банковские услуги.
Большинство банков на текущий момент находятся пока еще в стадии разработки проекта по подключению к ЕБС и формирования бюджета.
Одним из вариантов Плана мероприятий (Дорожная карта) банка по реализации проекта подключения к Единой биометрической системе может быть следующий:
 План мероприятий (Дорожная карта) Банка по реализации проекта подключения к Единой биометрической системе
№ п/п
Этап
Мероприятия и документы, подтверждающие их исполнение
Срок реализации,
рабочие дни[1]
финальный срок реализации
1.      
Организация защищённых каналов связи
1.1.    Организовать защищенный канал связи между Банком и ЕБС
15
1.2.    Реализовать протокол OpenID Connect 1.0 с поддержкой ГОСТ с использованием программных СКЗИ
20
1.3.    Провести тематические исследования реализации OpenID Connect 1.0 с поддержкой ГОСТ с использованием СКЗИ класса КС1/КС2
40
1.4.    Реализовать протокол OpenID Connect 1.0 с поддержкой ГОСТ с использованием HSM для обеспечения защиты с использованием СКЗИ класса КВ
40
1.5.    Провести тематические исследования встраивания HSM в процесс удаленной идентификации
40
2.      
Выбор существующего/ разработка нового банковского продукта для удаленной идентификации[2]


3.      
Интеграция (тестовый контур)
3.1.        Встроить SDK в мобильное приложение Банка
10
3.2.        Протестировать интеграцию мобильного приложения Банка в тестовом контуре ЕБС и в тестовом контуре ЕСИА
5
3.3.        Доработать web-версию сайта Банка
7
3.4.        Встроить web-форму для сбора и передачи биометрических образцов в web-сайт Банка
5
3.5.        Протестировать интеграцию web-формы с тестовым контуром ЕБС и с тестовым контуром ЕСИА
5
3.6.        Обеспечить на стороне бэк-систем Банка получение результатов верификации
7
4.      
Интеграция (продуктивный контур)
4.1.        Подключить ИС Банка к ЕСИА с целью интеграции по методу Oauth 2.0[3]
10
4.2.        Зарегистрировать ИС Банка в ЕБС в качестве Потребителя
4
4.3.        Протестировать верификацию через web-сайт Банка
5
4.4.        Протестировать верификацию через мобильное приложение
5
5.      
Отработка процесса получения банковского продукта на сотрудниках Банка

5
6.      
Подготовка необходимых инструкций для сотрудников банка в части верификации, в том числе для Call-центра и техподдержки, подготовка внутренних приказов/регламентов

5 (без учета времени на согласование)
7.      
Адаптация и размещение инструкции Ростелеком[4] для граждан по прохождению верификации

3
8.      
PR. Разработка формата и контента для оповещения клиентов на сайте банка и в других каналах коммуникаций о новой услуге Банка

10
9.      
Регистрация
До 31.12.2018 оборудовать не менее 20% отделений Банка для сбора биометрии.
До 30.06.2019 не менее 60%.
До 31.12.2019 – все отделения.
9.1.         Приобретение оборудования
40
9.2.         Организация защищённых каналов связи

9.2.1.    Организовать защищенный канал связи до СМЭВ
20
9.2.2.    Организовать защищенный канал связи внутри сети Банка от АРМ оператора в отделении до ИС Банка, в которой подписываются собранные биометрические персональные данные перед отправкой в СМЭВ
>20
9.2.3.    Закупить и настроить средства криптографической защиты HSM класса КВ
40
9.2.4.    Получить усиленную квалифицированную подпись (УКЭП) у ФГБУ НИИ «Восход»
5
9.2.5.    Обеспечить встраивание HSM в процесс сбора и регистрации биометрических персональных данных
15
9.2.6.    Провести тематические исследования встраивания HSM в процесс сбора и регистрации биометрических персональных данных
40
9.3.         Доставка оборудования в отделения Банка, где будет происходить биометрическая регистрация
>5
9.4.         Настройка рабочих мест в отделениях Банка для проведения биометрической регистрации
2 рабочих дня для 1-го отделения
9.5.         Направление Банком документов в Минкомсвязь РФ для оценки соответствия[5]
5
9.6.         Аттестация по ИСПДн рабочих мест в отделениях Банка (при необходимости)
от 5 до 20
10.    
Интеграция (тестовый контур)
10.1.      Получить тестовую ЭП
3
10.2.      Зарегистрировать ИС Банка в тестовом контуре СМЭВ
8
10.3.      Получить доступ к тестовым ВС[6] ЕСИА и ВС ЕБС
1
10.4.      Зарегистрировать ИС в тестовом контуре ЕБС
4
10.5.      Провести тестирование ИС Банка в тестовом контуре ЕБС
10
10.6.      Внедрить интеграционное решение для сбора биометрических образцов
15
10.7.      Встроить Библиотеку контроля качества, размещённую на портале ЕБС
10
11.    
Тарификация
до 31.12.2018
11.1.      Подписать договоры (или акцептовать оферту) с ПАО «Ростелеком»
5 (в случае оферты - 1)
11.2.      Прислать уставные документы Банка в ПАО «Ростелеком»
1
11.3.      Зарегистрироваться в личном кабинете (ЛК)
1
11.4.      Обеспечить обмен документами в эл. виде через ЛК
2
12.    
Интеграция (продуктивный контур)
12.1.      Получить сертификат ЭП ИС Банка
0-10
12.2.      Зарегистрировать ИС Банка в продуктивном контуре СМЭВ
5
12.3.      Получить доступ к продуктивному контуру ВС ЕСИА и ВС ЕБС
15
12.4.      Зарегистрировать ИС в продуктивном контуре ЕБС в качестве Поставщика
4
12.5.      Провести тестирование ИС в продуктивном контуре ЕБС
3
13.    
Отработка процесса регистрации на сотрудниках Банка

5
14.    
Обучение сотрудников Банка
14.1.      Провести обучение операционистов Банка, которые будут производить биометрическую регистрацию
2
14.2.      Провести обучение сотрудников Банка, взаимодействующих с клиентами, в части информирования граждан об использовании ЕБС для получения банковских продуктов/услуг
2


14.3.      Адаптировать необходимые инструкции ПАО «Ростелеком», в том числе, для сотрудников Call-центра, подготовить внутренние приказы/регламенты
3 (без учета времени на согласование)
15.    
PR. Разработка формата и контента для оповещения клиентов на сайте Банка и в других каналах коммуникаций о новой услуге Банка

5

Дополнение от 12.05.2019

29.04.2019 Банк России от имени Департамента информационной безопасности разослал через личные кабинеты кредитных организаций Информационное письмо от 26.04.2019 № 56-2-4/228, в котором предлагает:
п.1: в срок до 17.05.2019 предоставить План мероприятий по реализации требований ИБ в ЕБС с учетом отправленной ранее информации о выбранном способе подписания;
п.2: начиная с 20.05.2019 раз в две неделе отчитываться об исполнении этого плана по форме Приложения к Письму.

Ниже представлен примерный План (Дорожная карта) по реализации требований ИБ в ЕБС (пункт 1 Письма). По пункту 2 Письма сложностей быть не должно (банки уже отправляли ранее похожую форму в Банк России).


План мероприятий (Дорожная карта) Банка (роль Банка – поставщик услуг) по реализации требований информационной безопасности в Единой биометрической системе (ЕБС)

№ п/п
Этап
(согласно Методическим рекомендациям Банка России от 14.02.2019 № 4‑МР[*])
Мероприятия
Срок реализации
1.      
Выбор типового решения для сбора биометрических ПДн
1.1.         Для сбора и регистрации биометрических ПДн в ЕБС Банк использует интеграционное решение от компании-партнера <Наименование компании-партнера>
Реализовано
1.1.1.    Внедрить интеграционное решение для сбора биометрических ПДн от компании-партнера <Наименование компании-партнера>
Реализовано
1.1.2.    Встроить Библиотеку контроля качества, размещённую на портале ЕБС
Реализовано в решении от <Наименование компании-партнера>
1.1.3.    Обеспечить синхронизацию библиотек контроля качества в Банке с библиотекой контроля качества (БКК), установленной в ЕБС
Решение от <Наименование компании-партнера> поддерживает актуальную БКК
2.      
Контроль встраивания и тематические исследования
2.1.    Провести тематические исследования встраивания HSM в процесс сбора и регистрации биометрических ПДн.

Банк для сбора и регистрации биометрических ПДн в ЕБС использует интеграционное решение от компании-партнера <Наименование компании-партнера>. Планируется, что подтверждение ФСБ России о корректности встраивания HSM в собственное ПО будет получено компанией-партнером - <Наименование компании-партнера>
-до <месяц, год> <Наименование компании-партнера> планирует получить согласование с ФСБ России системного проекта по типовому решению для регистрации биометрических ПДн в ЕБС
- до <месяц, год> <Наименование компании-партнера> планирует получить подтверждение ФСБ России о корректности встраивания по типовому решению для регистрации биометрических ПДн в ЕБС
3.      
Обеспечение требований ИБ на технологическом участке сбора биометрических ПДн физических лиц – клиентов Банка
3.1.    Провести закупку оборудования и настройку рабочих мест сбора биометрических ПДн (АРМ оператора/АРМ администратора) в отделениях Банка для защиты биометрических ПДн физических лиц
<месяц, год>
3.1.1.      провести закупку для оборудования рабочих мест в отделениях Банка сертифицированными аппаратно-программными модулями доверенной загрузки;
<месяц, год>
3.1.2.      провести закупку для оборудования рабочих мест в отделениях Банка средствами криптографической защиты информации;
<месяц, год>
3.1.3.      провести закупку для обеспечения операторов сбора биометрических ПДн в отделениях Банка индивидуальными аппаратными идентификаторами
<месяц, год>
4.      
Обеспечение требований ИБ на технологическом участке передачи собранных биометрических ПДн физических лиц между структурными подразделениями Банка
4.1.        Организовать защищенный канал связи внутри сети Банка от АРМ оператора в отделении до централизованной системы Банка, в которой подписываются собранные биометрические ПДн перед отправкой в СМЭВ. Для этого требуется:
до <месяц, год> Банк планирует обеспечить защиту каналов связи между отделениями Банка и централизованной системой Банка
4.1.1.      закупить межсетевой экран не ниже 5-го класса;
<месяц, год>
4.1.2. закупить средства защиты информации
<месяц, год>
5.      
Обеспечение требований ИБ на технологическом участке обработки собранных биометрических ПДн физических лиц с целью передачи в ЕБС с использованием СМЭВ
5.1.    Закупить и настроить модуль криптографии, для этого:
<месяц, год>
5.1.1.      закупить и настроить средства криптографической защиты HSM класса не ниже КВ (средства электронной подписи класса не ниже КВ2);
Реализовано. Закуплен HSM <наименование HSM, вариант исполнения>
5.1.2.      закупить и настроить средства криптографической защиты;
<месяц, год>
5.1.3.      закупить оборудование для модуля криптографии (сервер под Astra Linux Special Edition);
<месяц, год>
5.1.4.      закупить ОС для модуля криптографии (операционная система Astra Linux Special Edition)
Реализовано
5.2.    Получить усиленную квалифицированную подпись (УКЭП) у ФГБУ НИИ «Восход»
<месяц, год>
5.3.    Закупить и настроить систему обнаружения вторжений и межсетевой экран 3-го класса
<месяц, год>
6.      
Обеспечение требований ИБ на технологическом участке передачи биометрических персональных данных физических лиц в ЕБС с использованием СМЭВ
6.1.    Подключить Банк к ЕСИА/ЕБС по защищенному каналу
Реализовано. Используется уже имеющийся в Банке VipNet Coordinator. Дополнительные траты не требуются (роль Банка – поставщик услуг)
7.      
Информирование Банка России и ежегодные работы по приведению в соответствие
7.1.    Информировать Банк России о выявленных инцидентах в максимально короткие сроки (по возможности, не превышающие одного рабочего дня с момента выявления инцидента)
в случае инцидента
7.2.    Провести ежегодную оценку соответствия требований по защите информации (321 Приказ[**])
ежегодно
7.3.    Провести оценку эффективности реализованных в рамках системы защиты мер по обеспечению безопасности персональных данных (ИСПДн раз в 3 года)
раз в 3 года - при необходимости



[*] «Методические рекомендации по нейтрализации банками угроз безопасности, актуальных при обработке, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверке и передаче информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации»
[**] Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25.06.2018 № 321 «Об утверждении порядка обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядка размещения и обновления биометрических персональных данных в Единой биометрической системе, а также требований к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.07.2018 № 51532)



[1] Некоторые мероприятия могут исполняться параллельно
[2] Открыть счет, вклад, выпустить карту, оформить кредит и т.д.
[3] Oauth 2.0– открытый протокол авторизации. В ЕСИА создан механизм аутентификации пользователей, основанный на спецификациях OAuth 2.0 и расширении OpenID Connect 1.0
[4] Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2018 года №293-р функции оператора единой биометрической системы возложены на публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ПАО «Ростелеком»)
[5] Пункт 5 из Приказа Минкомсвязи от 25.06.2018 №321
[6] Вид сведений (ВС) - протокол передачи сведений определённого вида между информационной системой поставщика и информационной системой потребителя

Комментариев нет:

Отправить комментарий